Теннисный кодекс:

руководство для неофициальных матчей

Предисловие

Когда ваша подача попадает в партнера, находящегося у сетки, как надо действовать: переиграть? засчитать ошибку или проигрыш очка? А как поступить в том случае, если ваша подача до касания земли попадает в соперника, который стоит за задней линией? Ответы на эти вопросы очевидны всякому, кто знает основные положения тенниса, но удивительно, как много игроков этих положений не знает. Все игроки несут ответственность за знание базовых правил и обычаев тенниса. Более того, когда игрок выносит решение в соответствие с правилами, его весьма огорчает протест соперника с замечанием, что он и не слыхивал об этом правиле! Невежество в том, что касается правил, является нарушением со стороны игрока, и часто портит матч, в целом хороший.
То, что написано ниже, составляет суть Кодекса -- обзора процедур и неписанных правил, соблюдать которые требуют от игроков привычка и традиция. Никакая система правил не объемлет все возникающие частные проблемы и ситуации. Если игроки добровольно следуют принципам Кодекса, они всегда смогут достичь соглашения, теннис доставит им больше радости, и станет в то же время приятнее для всех. Принципы, утвержденные Кодексом, должны применяться в случаях, не оговоренных специально правилами международной федерации тенниса и положениями теннисной ассоциации Соединенных Штатов.
Перед чтением вы можете резонно заметить: раз у нас есть книга, содержащая все правила тенниса, зачем еще и кодекс? Не достаточно ли знать и понимать все правила? Есть вещи, не оговоренные особо в правилах, которые трактуются лишь привычкой и традицией. Например, если вы сомневаетесь в своем объявлении аута, то ваш соперник получает преимущественное право на сомнение. Разве это найдешь в правилах? Более того привычка диктует стандартные процедуры для игроков в достижении решений. Вот по каким причинам нам необходим кодекс.

Полковник Николас Е. Пауэлл

Принципы

1. Вежливость. Игра в теннис требует сотрудничества и вежливости от всех участников. Сделайте игру удовольствием, выражая похвалу хорошим ударам своего соперника, и никогда не прибегая к:
2. Счет честно разыгранных очков. Все честно разыгранные очки засчитываются. Например, если после проигрыша очка игрок обнаружил, что сетка была на 4 дюйма выше нормы, очко засчитывается. Если начали играть, забыв поменяться сторонами, то розыгрыш очка не повторяют. Если во время розыгрыша игрок понимает, что в его начале была сделана ошибка (например, подача не в тот квадрат), он должен продолжать игру. Исправление можно внести только после завершения розыгрыша.

Разминка

3. Разминка -- это не тренировка. Игрок обязан обеспечить сопернику 5 минут разминки (10 минут в отсутствие обслуживания мячами). Отказ игрока разминать соперника нарушает право того на разминку. Некоторые игроки путают разминку с тренировкой. Игрок должен особенно стараться направлять удары прямо на соперника. (Если партнеры хотят размять друг друга, в то время, как разминаются их соперники, они могут это делать.)
4. Разминка подачи. Всю разминку подачи надо выполнить до первой подачи в матче. Вежливость требует не разминать свой прием, когда соперник разминает подачу. Если игрок закончил разминку своей подачи, он тут же должен дать сопернику размять его подачу.

Объявления аута

5. Игрок судит свою сторону. Игрок объявляет об ауте мячей приземлившихся или нацеленных на его сторону корта.
6. Сомнение разрешается в пользу соперника. Когда матч играется без судьи, игроки отвечают за принятие решений, в частности за объявление аутов. Есть тонкое различие между решением игроков и решением официального судьи на корте. Судья единолично решает проблему принять или нет объявление аута, в то время как игрок следует неписанному закону, что каждое сомнение разрешается в пользу соперника. Игроку, в стремлении быть исключительно честным при объявлении аута, часто придется оставлять в игре мячи, которые возможно и попали в аут, или попадание которых в аут он заметил слишком поздно. И все-таки игра будет гораздо лучше, если вести ее так.
7. Мяч, коснувшийся любой части линии, правильный. Если любая часть мяча касается линии, мяч правильный. Мяч в ауте на 99% все равно на 100% правильный.
8. Мяч правильный, если его не могут объявить в ауте. Любой мяч, который не смогли объявить аутом, считается правильным. Игрок не может требовать переиграть на том основании, что он не видел мяча. Один из самых раздражающих теннисных моментов бывает после длинного трудного розыгрыша, когда игрок попадает точно в корт, а противник говорит: "Я не уверен, что было: поле или аут. Давайте переиграем." Помните, что каждый игрок отвечает за объявление мячей приземлившихся или нацеленных на его сторону корта. Если он не уверен, что мяч в ауте, то мяч считается попавшим. Когда вы говорите, что удар вашего соперника действительно был в ауте, но предлагаете переиграть очко, чтобы якобы дать сопернику шанс, вы тем самым выдаете свою неуверенность в том, что аут был.
9. Объявления о мячах, наблюдаемых поперек линий или издалека. Объявление игрока, смотревшего на мяч вдоль линии, гораздо более точно, чем игрока, смотревшего поперек линии. Когда вы смотрите поперек линии, не объявляйте аут, если только вы отчетливо не видели часть корта между местом приземления мяча и линией. Трудно игроку, который стоит на задней линии, оспаривать объявление мяча, приземлившегося у противоположной задней линии.
10. Все розыгрыши судятся одинаково, независимо от их важности. Все очки в матче должны судиться одинаково [беспристрастно]. Нет оправдания тому, кто судит матч-пойнт иначе, чем первое очко.
11. Просьба к противнику помочь. Когда спрашивают мнение соперника, и соперник соглашается, его мнение принимается. Если ни один из игроков не имеет определенного мнения, мяч считается правильным. Помощь соперника берется только по поводу объявления, которым заканчивается розыгрыш.
12. Исправление объявлений аута. Если игрок ошибочно объявил мяч в ауте, а затем понял, что мяч был правильный, очко должно быть переиграно, если игрок вернул мяч в площадку соперника. Тем не менее, если игрок вернул мяч, сорвав свой удар [непредсказуемый отскок мяча], то игрок должен отдать очко сопернику. Если игроку не удалось вернуть мяч, соперник получает очко. Если такая ошибка произошла на второй подаче, подающему даются две подачи.
13. Свои ауты игрок объявляет. За исключением первой подачи, игрок обязан объявлять о проигранных им мячах, которые он ясно видит в ауте, независимо от того, просит ли его об этом соперник. Главная цель объявлений -- это точность. Все игроки должны сотрудничать в достижении этой цели.
14. Несогласие партнеров при объявлении. Если в парной игре партнеры несогласны в том, ударил ли соперник в аут или нет, они должны признать мяч правильным. Более важно дать сопернику право на сомнение, чем пытаться не обидеть своего партнера засуживанием. Достичь этого тактично можно так: тихо сообщите партнеру о его ошибке, дав ему тем самым возможность решать самому. Если объявление об ауте будет исправлено на "правильный", то очко будет переиграно, в том только случае, если мяч был отбит верно.
15. Говорить или показывать объявления. Как бы ни был очевиден игроку аут мяча, посланного противником, противник имеет право получить слышимое или видимое объявление аута.
16. Объявления противника под вопросом. Когда игрок действительно сомневается в объявлении соперника, он может спросить: "Вы уверены в этом?" Если соперник подтверждает, что мяч был в ауте, его объявление должно быть принято. Если соперник выражает неуверенность, он проигрывает очко. Тут нет места ни дальнейшей задержке, ни спору.
17. Зрителям не допустимо делать объявления. Игроку нельзя передавать зрителям свою обязанность делать объявления. Ни один из зрителей не является участником матча.
18. Объявить сразу -- значит исключить второй шанс. Игрок должен делать все объявления сразу же, как мяч ударился в корт. Объявлять надо либо до того, как ваш ответный удар выйдет из игры, либо до того, как соперник получит возможность сделать ответный удар.
Своевременные объявления быстро отучат от привычки получать два шанса выиграть очко, которую имеют некоторые игроки. Пусть к примеру игрок выходит к сетке для сильного убивающего удара и видит, что на корт прикатился мяч с соседнего корта. Игрок продолжает идти вперед и наносит удар, да только запланированный им убивающий удар улетает за заднюю линию. Тут игрок объявляет "переиграть". Объявление недействительно, потому что игрок потерял право на объявление, выбрав продолжение игры в мяч. Игрок тем самым испытал шанс выиграть или проиграть, и второго шанса ему не дается.
19. Объявление "переиграть" при посторонних мячах на корте. Когда мяч с соседнего корта попадает на игровую площадку, любой из игроков должен объявить "переиграть" сразу же, как только понял, что появилась помеха. Игрок теряет право объявить "переиграть", если он без причины задерживает свое объявление.
20. Касания, удары по мячу до пересечения им сетки, вторжение на сторону противника, двойные удары, двойные отскоки. Игрок должен сразу же признать, что:
21. Мячи, отбитые сквозь сетку, и в корт до подъема на высоту сетки. Игрок должен вынести решение о мяче, который его соперник:
22. Объявление мячей на земляных кортах. Если часть отметки от мяча касается линии на земляном корте, мяч должен объявляться правильным. Если вы видите только часть отметки на корте, это означает, что отсутствующая часть находится на линии или на ленте. Игрок должен внимательно осмотреть еще раз отметку, завершившую розыгрыш, если она находится близко к линии земляного корта. Иногда мяч, попав в ленту, подпрыгивает и оставляет четкую метку за лентой. Игрок должен слушать, не было ли удара мяча о ленту, а потом искать чистое пятно на ленте вблизи отметки мяча на грунте. Если все указанное имело место, игрок должен отдать очко сопернику.

Подачи

23. Требование третьего мяча подающим. Когда подающий требует три мяча для подачи, принимающий должен помочь ему, если третий мяч находится рядом. Далеко улетевшие мячи надо собирать в конце гейма.
24. Заступ. Игрок может предупредить соперника, что тот сделал запрещенный заступ. Если заступы продолжаются, игрок может позвать официальное лицо. Если официальное лицо недоступно, игрок может объявлять о заступах. Соблюдение правила заступа -- это в основном дело чести самого игрока. Неприемлемо просить не наказывать подающего, потому что он де только коснулся линии, а не мчался к сетке. Привычка заступать при подаче, будь то намеренно или от нежелания исправиться, это просто такое же жульничество, как умышленная ложь об ауте на задней линии.
25. Объявления в парной игре при подачах. В парной игре партнер принимающего должен судить заднюю линию квадрата подачи, а принимающий -- боковую и центральную линию квадрата подачи. Тем не меннее каждый из партнеров может объявить аут, который он ясно видит.
26. Объявления подающей пары при ее подачах. Ни подающий, ни его партнер не должны объявлять аут при первой подаче, даже если они думают, что принимающий дал подающему право на сомнение. Но на второй подаче и подающий и его партнер должны объявлять аут, если кто-то из них ясно видел его.
27. Объявления переподачи. Любой игрок может объявить переподачу. Объявление должно быть до того, как возврат подачи выйдет из игры, или будет отбит подающим или его партнером. Объявление переподачи должно делаться сразу же в случаях, когда аут очевиден, когда подача сделана на вылет.
28. Очевидные ошибки. Игрок не должен возвращать в игру или перебивать через сетку мяч, если тот очевидно неверный. Такое поведение -- грубость, а может быть, и неспортивное поведение. С другой стороны, если игрок не объявляет на такой подаче "нет", а предоставляет сопернику преимущество заключительного объявления, подающему не разрешается переигрывать подачу.
29. Готовность принимающего подачу. Принимающий должен играть в темпе подающего -- в пределах разумного. Принимающему не следует стараться отбить подачу, если он не готов к ней. Когда игрок пытается отбить подачу (даже если это "быстрая" подача), то принимающий (или вся принимающая пара) считается готовой к подаче.
30. Задержки при подаче. Когда движение подающего во время его второй подачи прерывается мячом с другого корта, подающему даются две подачи. Если возникает задержка между первой и второй подачами, то: Время, затраченное на уборку мяча, попавшего на корт между первой и второй подачами, не считается достаточным, чтобы гарантировать подающему получение двух подач, если только это время не оказалось столь долгим, что попадает в категорию помех. Тогда принимающий судит, достаточно ли долгая была задержка, чтобы оправдать разрешение подающему на две подачи.

Ведение счета

31. Подающий объявляет счет. Подающий должен объявлять счет по геймам перед первой подачей в гейме, а перед каждым следующим розыгрышем в этом гейме -- счет очков.
32. Споры. Споры о счете следует разрешать одним из методов, перечисленных ниже в порядке предпочтения:

Помехи

33. Разговоры во время розыгрыша. Игрок не должен говорить, пока мяч перелетает на сторону противника. Если речи игрока мешают противнику отбивать мяч, игрок теряет очко. Рассмотрим ситуацию, когда игрок делает слабую свечу и громко кричит своему партнеру отойти назад. Если крик достаточно силен, чтобы сбить соперника, то соперник может требовать очка, на том основании, что у ему умышленно помешали. Если же соперник будет играть по свече и промажет, то он потеряет очко, потому что не сделал своевременного объявления о помехе.
34. Обманные телодвижения. Игрок может совершать обманные телодвижения, когда мяч в игре. Игрок может менять позицию в любой момент, в том числе, когда подающий подбросил мяч. Не допускается любое движение или звук, сделанные только ради расстройства соперника, включая, размахивание руками или ракетой, топание ногой, и тому подобное.
35. Переигрывание из-за помех. Переигрывание не дается автоматически при помехах. Переигрывание разрешается, только если игрок мог бы произвести удар, если бы у него не было помехи. Переигрывание не разрешается в случае помехи, вызванной чем-то, чем игрок мог управлять. Например, просьбу переиграть, потому что игрок споткнулся о свою собственную шапку, следует отклонить.
36. Звуковые эффекты. Игрок должен избегать звуковых эффектов и других громких звуков. Звуковые эффекты и другие громкие звуки могут раздражать не только соперников, но игроков на соседних кортах. В крайнем случае соперник или игрок на соседнем корте может искать помощи у судьи. Судья или официальное лицо могут засчитать звуковые эффекты и издавание громких звуков как помеху. В зависимости от обстоятельств это может вести к переигрыванию или потере очка.
37. Травма, нанесенная игроком. Когда игрок случайно ранит соперника, соперник несет всю тяжесть последствий. Допустим от ракетки подающего случайно пострадал принимающий, и не может возобновить игру в отведенное время. Даже хотя травма вызвана подающим, он выигрывает матч из-за отказа соперника от игры.
С другой стороны, когда игрок намеренно ранит соперника, влияя на его способность играть, то победителем по правилам становится соперник. Швырять ракетку и лупить по мячу в сердцах считается умышленной угрозой.

Когда обращаться к официальным лицам

38. Отказ от матча или турнира. Игрок, записавшийся на турнир, не может уже отказаться от участия, если обнаружит, что в турнире также участвует крепкий соперник. Игрок может отказаться от матча или турнира из-за травмы, болезни, или срочных личных дел. Игрок, который не может играть матч, должен поставить в известность об этом судью сразу же, чтобы соперник не тратил время на выход на игру. Игроку, отказывающемуся от турнира, не полагается возвращать вступительный взнос, если отказ сделан менее чем за шесть дней с начала турнира.
39. Остановка игры. Нижеперечисленные действия являются остановкой игры: Игрок, столкнувшись с проблемой остановки игры, должен обратиться к официальному лицу. Остановка игры подлежит наказанию по системе штрафных очков.
40. Требование вызвать официальное лицо. Хотя обычно игроку нельзя покидать игровую площадку, игрок может попросить судью о помощи. Некоторые причины для просьбы к судье таковы: Игрок может отказаться играть и ожидать решения официального лица.

Обращение с мячами

41. Удаление мешающих игре мячей. Каждый игрок отвечает за уборку мячей и других помех на своей стороне. Просьбу игрока убрать мяч на стороне соперника надо выполнить. Игрок не должен ни заходить на соседний корт, чтобы подобрать мяч, ни просить игрока вернуть мяч с соседнего корта до тех пор, пока там не закончится розыгрыш очка. Когда игрок возвращает мяч, прилетевший с соседнего корта, он должен дождаться конца розыгрыша очка на том корте, а затем вернуть мяч прямо одному из игроков, предпочтительно подающему.
42. Ловля мяча. Если игрок ловит мяч до отскока, игрок теряет очко независимо от того, где он стоит.
43. Новые мячи для третьего сета. Когда на турнире принято использовать новые мячи в третьем сете, новые мячи должны использоваться, если только все игроки не согласятся продолжать играть старыми.

Разное

44. Выход из строя одежды или оснащения. Если одежда или оснащение, но не ракетка игрока, вышли из строя по не зависящим от игрока обстоятельствам, игру можно отложить на разумное время. Игрок может покинуть корт, чтобы устранить помеху, лишь по окончании розыгрыша очка. Если сломана ракетка или порвана струна, игрок может покинуть корт для их замены.
45. Место полотенцев. Полотенца размещают за пределами столбов сетки или у забора площадки. Одежду и полотенца никогда нельзя вешать на сетку.