А.И.Фефилов 

докт. филол. наук, профессор, член-корр. АНРТ,

декан Факультета Лингвистики и Международного Сотрудничества Института Международных Отношений Ульяновского Государственного Университета          

                               Морфотемика   Когитология   Конфронтативистика  Транслятология                        

         
                                   

Книги

д.ф.н., проф., член-корр. АНРТ А.И.Фефилова


1.Морфотемный анализ единиц языка и речи.Ульяновск,1997. -246 с.

2.Морфотемика. Коллективная монография.Ульяновск,2008. -406 с.

3.Конфронтативная морфотемика русского и немецкого языков (когитологическое исследование).Монография. Ульяновск, 2009. - 323 с.

4.Когитологические аспекты анализа языка в философии и лингвистике. Ульяновск, 2006. - 316 с.

5.Основы когитологии. Ульяновск, 2004. - 216 с.

6.Введение в когитологию. Учебное пособие. М., 2010. - 240 с.

7.Когитология. Монография. Ульяновск, 2010. - 406 с.

8.Язык - Сознание - Действительность. Лингвофилософская интерпретация. Ульяновск, 2002. - 100 с.

9.Методологические основы транслятологии. - Ульяновск, 2003. - 243 с.

10.Теория перевода. Электронный учебный курс. Ульяновск, 2010.

11.Учебное пособие по лексикологии немецкого языка (Handbuch zur Lexikologie der deutschen Sprache). Ульяновск, 2010. - 91 с.

12.Vorlesungs-und Seminarstoffe zur Lexikologie der deutschen Gegenwartssprache. Ульяновск, 2001. -


Философия для лингвистов

 

УТВЕРЖДаю

Проректор по научной работе и

информационным технологиям

_________________В.Н. Голованов

«____»____________________2011г.

Рабочая программа Подготовки аспирантов

Научная специальность

10.02.19 Теория языка

Дисциплина

История социально-гуманитарных наук. История языкознания

Дата введения в учебный процесс УлГУ: « 01 » декабря 2011г.

Сведения о разработчиках:

ФИО

Аббревиатура кафедры

Ученая степень, звание

Подпись

Фефилов А.И.

ОГ_ЯЗ

Д.фил., проф.

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета

_________________________________________

название подразделения

Протокол № ________ от ______________20__г.

______________ _________________________

Подпись Ф.И.О. руководителя подразделения


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Дисциплина «История социально-гуманитарных наук. История языкознания» является обязательной профессиональной дисциплиной (ОД. __03.1____ ) учебного плана подготовки аспирантов очной и заочной формы обучения.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

· программами кандидатских экзаменов (утв. Приказом Минобрнауки России №274 от 08 октября 2007 г. «Об утверждении программ кандидатских экзаменов»);

· паспортами научных специальностей в соответствии с номенклатурой утвержденной « 25» февраля 2009 г. № 59, с изменениями на основании приказа от «11» августа 2009 г. №294;

· Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования утвержденной Приказом Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011.

· Инструктивным письмом Минобрнауки России «О кандидатских экзаменах» №СИ-754/04 от 12 июля 2011г.

Основной целью подготовки по дисциплине является изучение аспирантами современного состояния научных исследований в области ____теории языка___, а также подготовка аспирантов к экзамену кандидатского минимума по специальности.

2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Количество часов

(для аспирантов обучающихся по очной форме обучения)

Количество часов

(для аспирантов обучающихся по очной форме обучения)

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

20

20

Семинары

16

Самостоятельная работа

72

88

Всего часов по дисциплине

108

108

Виды промежуточной аттестации

зачет

зачет

2.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

Название и разделов и тем

Всего

Очно/

заочно

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа*

(очно)

Самостоятельная работа*

(заочно)

лекции

семинары

1

2

3

4

5

6

1. Теория языка в античности

18/18

4/4

2/0

12

14

2.Теория языка в средние века

3.Философия эпохи возрождения. Эмпирический и рациональный подход к языку.

4. Философия эпохи просвещения. Эмпирический и номиналистический подход к языку.

5. Язык в освещении немецкой классической философии

6.Философия языка и проблемы общего языкознания

ИТОГО:

18/18

18/18

18/18

18/18

18/18

108/108

2/2

4/4

4/4

2/2

4/4

20/20

2/0

2/0

4/0

2/0

4/0

16

12

12

12

12

12

72

14

14

14

14

16

86

*Для аспирантов очной и заочной формы обучения количество часов самостоятельной работы по специальности должно быть указано в соответствии с учебным планом.

3. СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: Теория языка в античности

Платон:

- Учение об идеях как первообразах, первоначалах мира.

- Познание вещи посредством имени.

- Учение об истинности и ложности имен.

- Положение об относительности всякого знания.

- Понятие тождества.

Аристотель:

- О причинах изменения вещи как противоборстве или противопоставлении начал.

- Роль определения в формировании знаний (познании).

- Сущность тождества.

- Понятия части, целого и анализа.

- Учение о логических категориях.

- Разделение грамматики (грамматического искусства) и логики (занятия логикой).

- Определение частей речи.

Эмпирик:

- Положения об истинности и ложности познания.

- Познание действительности посредством слов языка.

- Детерминация слов действительностью.

- Роль языка в познании.

- Начала знаковой теории: определение знака, типы знаков, инструментальная функция знаков, гипотетическое использование имен.

- Относительность части и целого.

Тема 2: Теория языка в средние века

Августин: Язык как герменевтическая проблема в средневековой философии и языкознании.

- Определение знака и его разнообразия :

(1)ненамеренные естественные знаки и

(2) намеренные, субъектнообусловленные условные знаки, предназначенные для самовыражения и побуждения;

(3)визуальные и акустические знаки;

(4)первенство словесных [= душевных и мыслительных] знаков;

(5)звуковая и графическая стороны слов; тройственность словесного знака).

- Полезность неопределенности Писания, создающейся за счет троп и фигур.

- Условия понимания языка священных текстов.

- О пользе риторики и диалектики.

- Знаковость вербализованной действительности в библейском тексте.

- Относительная репрезентативная свобода слова.

- Относительность положительного и отрицательного качества словесного значения.

- О многозначности высказывания.

- Проблемы говорения, учения и познания.

- Внутреннее говорение.

- Реально обусловленные и необусловленные предметы мысли.

- Границы объяснительной силы слова.

- Объяснение предмета с помощью знака.

- Объяснение знака с помощью знака.

- Взаимозаменяемость слов в тексте.

- Нетождественность слова и обозначаемого предмета.

- Тождественность словесного знака самому себе.

- Функция обозначения и функция самоозначивания.

- Первичность познания вещи и вторичность познания знака.

- Невозможность учения и обучения с помощью слов.

- Познание знаков посредством предметов.

- Христос как истинный учитель.

- Бездушные речи.

- Абсолютная истина как готовое знание.

- Знание как образ предмета.

- Человеческий язык как средство приобщения к абсолютному знанию.

Тема 3: Философия эпохи возрождения. Эмпирический и рациональный подход к языку.

Гоббс:

- Учение о дефиниции как ключе к познанию истины.

- Познание мира как познание самого себя.

- Упорядочение мысли с помощью языка и речи.

- Слово как знак вещи и чувства.

- Злоупотребления речью.

- Универсальность имен.

- Положительные и отрицательные имена.

- Причины абсурдных умозаключений.

Локк:

- Теория эмпирического познания.

- Имена простых идей.

- Названия и определения сложных.

- Причины несовершенства языковых знаков и расплывчатости, размытости знаковых значений.

- Субстантные и модусные сходства и различия языков.

- Невозможность познания через номинальную сущность.

- Язык - посредник между разумом и сознанием.

- Причины злоупотребления языком.

- Язык как препятствие понимания идей.

- Роль языка в чувственном познании.

Лейбниц:

- Теория монад.

- Искусство комбинаторики.

- Учение об анализе и синтезе.

- Представительная и объясняющая сила языка.

- Понятие о «глухих мыслях» (начала концепции о внутренней речи).

- Несовершенство языка и границы вербального познания.

- Об этимологии слов и множественности определений.

- Произвольные и непроизвольные, положительные и отрицательные идеи.

- Конвенциональность отношения между словом и понятием.

- Стереотипы языка и речи, сознания и мышления.

- Идеи об универсальном философском языке (языке мысли).

- Тождество как единство вещи, равенство вещи самой себе.

4. Философия эпохи просвещения. Эмпирический и номиналистический подход к языку.

Кондильяк:

- Знание действительности не по ее природе, а по способу ее познания.

- Язык как связующее звено между идеей и действительностью.

- Типология знаков (случайные, естественные и институционные).

- Идейнопобудительная функция знаков.

- Отождествление анализа и синтеза.

- Познание вещи через анализ, а не через дефиницию.

- Понимание как осознание отношений между идеями.

- Общественный характер языка.

- Аналогия как метод познания.

Бёрк:

-Эстетические взгляды (Человек создан для размышления и действия.

- Деятельность в согласии с природой).

- О происхождении идей возвышенного и прекрасного.

- Воздействие языка (как одной из знаковых систем) на человека (посредством звучания, посредством образа обозначенного звуком, посредством эмоционального переживания).

- Классификация языковых знаков (простые, простые абстрактные, составные абстрактные).

- Аффектная (эмотивная и экспрессивная) функция слов как языковых знаков.

5.Язык в освещении немецкой классической философии

Гегель:

-Учение о диалектическом мышлении, опирающемся на единство и противоречие.

-Язык как умерщвление чувственного мира, как средство логизации представлений о мире, как воплощение категорий рассудка и национального своеобразия народа.

-Рефлексивная природа языковых знаков.

-Познание мира через самого себя и через свой язык. Значение знака как совокупность значимых представлений о вещи.

-Интериоризирующая функция языка.

-Язык как именующая сила.

-Нетождественность знакового (собственного) значения и обозначаемого понятия (несобственной сущности).

-Экстериоризация отношений предмета к другим предметам и отношений (сопряжений) его имени к другим именам.

-Понимание как выявление различия между рассудочным представлением вещи и самой вещью.

-Язык как средство понимания.

-Язык как посредническое звено между сознанием и вещью.

-Слова как знаки абстрактных понятий, чувств и ощущений.

-Конвенциональность языкового знака.

-Понимание субъекта как именуемого сущего и предиката как выражаемого всеобщего.

Тема 6: Философия языка и проблемы общего языкознания

Фреге:

- Основы логической семантики.

- Связь обозначающего и обозначаемого.

- Значение и смысл.

- Язык как база философских размышлений и объект сравнения.

- Объективный характер мысли как предпосылка познания.

- Язык как субъективное средство репрезентации и кодирования знаний.

- Нетождественность классификации предметов и классификации представлений о предметах.

- О семантической пустоте предикатов идентификации и эксистенциальности.

- Логичность мыслительных, понятийных связей и нелогичность ассоциативных связей, строящихся на представлениях.

- Понятийные слова и слова, обозначающие представления.

- Субъектное имя как насыщенная, законченная часть мысли.

- Предикат как имя ненасыщенной части мысли.

- Высшая степень условности буквенных символов.

- Объем понятия или экстенсиональное значение.

- Содержание понятия или смысл (= интенсиональное значение).

- О независимости понятий от мышления.

- Существование мысли независимо от сознания.

- Связь представлений с поэзией.

- Осознание и выражение мыслительных понятий.

- Осознание мысли посредством языка.

- Открытие мыслей как законов природы.

- Различия актов суждения (внутреннее признание истинности мысли) и утверждения (вербальное подтверждение истинности мысли).

- Язык понятийных исчислений (Begriffsschrift) для описания мысли.

- Нетождественность мысли и мысли о мысли ( ней).

Рассел:

-Доктрина логического атомизма: физические и логические атомы.

-Логические атомы как результат анализа.

-Нечеткость, двусмысленность высказываний, построенных с помощью естественного языка.

-Неопределенность символа естественного языка на службе познавательного процесса.

-Зависимость истинности и ложности высказывания от объективных условий (=фактов).

-Пропозиция как комплекс символов (=слов).

-Репрезентативная (обозначающая) функция символа.

-Смешение свойств символа со свойствами предмета.

-Определение символов, а не предметов.

-Нетождественность значения самому себе как условия всякого общения на естественном языке.

-Несовпадение анализа с определением.

-Значение символа как отношение.

-Несовпадение понимания слова со знанием словесного значения.

-Четыре способа понимания слов (в перспективе говорящего; в перспективе слушающего; посредством других слов; через ассоциацию объекта).

-Необходимость создания в целях познания специального логического языка.

Кассирер:

- Символические формы как принципы, созидающие мир как формы проявления (Erscheinungsform) смысла и его понимания.

- Три ипостаси символической формы (выражение, изложение и значение).

- Символ как связующее звено между явлением и идеей.

- Функция самовыражения (“Selbstaussprache”) как символическая функция естественного языка.

- Язык как средство формирования мысли.

- Основные формы «понимания» мира («морфологию» духа).

- О наивности и пассивности теории отражения.

- Язык как инструмент философского скепсиса.

- Представление вещи как идея или образец вещи.

- Современная наука – не объясняющая, а предвосхищающая, действующая наука.

- Сознание, творящее бытие предмета.

- Опосредованность сознания формами, символами и понятиями мышления.

- Познание один из видов формотворчества.

- Проявление сущности знака во взаимодействии языка и мышления.

- Наложение мыслительного понятия на объект мысли.

- Определяющая или уподобляющая функция языка.

- Замена, подмена, вымещение, затемнение, расширение, сужение, искажение, дополнение мысли символом в процессе формирования.

- Язык как активное средство формообразования сознания.

- Символический язык как система взаимообусловленных элементов.

- Цель языка - в теоретическом знании и выражении этого знания.

Витгенштейн:

- Первоначальные идеи о новой логике и логическом синтаксисе.

- Мир как совокупность фактов.

- Различия мировосприятия и миротолкования.

- Роль языка в формировании позитивного знания.

- Язык как граница между мыслимым и немыслимым.

- Номинативная и обозначающая функция языка.

- Неспособность имени выполнять разъясняющую функцию.

- Понятие языковой игры.

- Усвоение игры без изучения и формулирования правил.

- Употребление слова – знание и реализация его дейктической функции.

- Значение имени как употребление имени.

- Неисчерпаемость правил использования языка для обозначения мысли.

- Понимание предложения в перспективе говорящего.

- Признак как первичный знак предмета.

- Вторичный знак признака – именующее его слово.

- Наложение «сетки» (средства познания) на познаваемый объект.

- Идеализм познавательного процесса: познание не самого мира, а представлений о мире.

- Смешение языковых и мыслительных понятий.

- Возможность освобождения тела языка от мысли в процессе чтения.

- Унифицирующая функция языка как невозможность познания разнообразия мира.

- Толкование смысла предложения как чего-то внешнего, временно привязанного к нему.

Хайдеггер:

- Язык – дом бытия.

- Бытие – как язык.

- Памятливое мышление о помысленном.

- Человек – знак бессмысленный (= не мыслящий творчески).

- Понятие вычисляющего (= технократического) мышления.

- Человек в плену мыслящего и говорящего языка.

- Философская триада отношений (Человек – Язык, Человек – Вещь, Язык – Вещь).

- Знак мира – вещь в пространстве и пространство в вещи.

- Взаимодействие вещей между собой и с миром – противостояние и отношение внутреннего страдания.

- Мысль, самораскрывающаяся в языке.

- Осмысленный, оснащенный идеями мир, говорящий на языке.

- Проговариваемое, разрушаемое слово – умирающее слово.

- Отзвучавшее слово – причина пробуждения мысли.

- Слушание – эхо говорения.

- Предслушание – слушание еще неозвученного благодаря языку.

- Слушание как со-ответ-ствие.

- Слово, являющее вещь.

- Небытийность слова и бытийность замещаемой им вещи.

- Небытийность слова как знака отношения.

- Со-бытийность слова как его опосредованность сознанием.

- Слово – средство ино-сказания.

- Слово – показ отношения между мыслью и бытием.

- Слово за-являет о себе в отношении.

- Сущность языка и язык сущности.

- Протвопоставление бытия языка языку бытия.

- Прислушивающийся к языку субъект.

- Говорящий язык – показ вещей и их отношений.

- Отсылочность (Verweisung) как свойство языковой знаковости, ее предназначение.

- Типология знаков: признаки (Anzeichen), предзнаки (Vorzeichen), зазнаки (Ruckzeichen), метки (Merkzeichen), условные знаки (Kennzeichen).

- Прислушивание, слушание и молчание как компоненты речи.

- Понимание как предположение в сказанном того же самого.

- Последующая (дальнейшая) речь как фактор понимания.

- Язык – сказ о самом себе.

- Язык – указатель пути для речи в направлении к самому себе.

4. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Платон: Язык законодателя и язык людей. Инструментальная функция языка

2. Аристотель: Логика языка. Логика соотношения языка и предметного мира

3. Секст Эмпирик: Начала знаковой теории языка. Знаковость познания предметов и межпредметных отношений

4.Августин Аврелий (Блаженный): Язык Святого Писания. Бог как истинный учитель

5. Томас Гоббс : Учение о дефиниции как ключе к познанию истины. Слово как знак вещи и чувства. Злоупотребления речью.

6. Джон Локк : Реальная и номинальная сущность субстанции. Синтетическая и аналитическая роль языка в чувственном познании

7. Готфрид Вильгельм Лейбниц: Границы вербального познания. Универсальный философский язык как средство научного анализа

8. Этьенн Бонно де Кондильяк : Классификация предметов действительности по аналогии и способу их вербального выражения

9. Эдмунд Бёрк: Эстетика языка и вербального восприятия действительности 10. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Диалектика отношения языка, сознания и действительности

11. Готлоб Фридрих Людвиг Фреге: Экстенсиональное и интенсиональное значение слова. Осознание и выражение готовых мыслей с помощью языка

12. Бертран Рассел: Независимость познания от сознания и языка. Преимущество естественного языка - в его неопределенности и возможности нового означивания

13. Эрнст Кассирер: Язык как средство символьного формирования сознания. Познание - один из видов формотворческого мышления

14. Людвиг Витгенштейн: Роль языка в формировании позитивного знания. Понимание предложения как способ его интерпретации с помощью другого предложения

15. Мартин Хайдеггер: Бытие языка и язык бытия. Отсылочная функция слов

5.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Августин Аврелий. О христианском учении / Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. Санкт-Петербург, 2001.- С.66-112.

2.Августин Блаженный. Об учителе /Блаженный Августин. Творения: В 4 т. Т. 1: Об истинной религии.- СПб., Киев., 2000.- 742 с.- С.264-312.

3.Аксаков К.С. Опыт русской грамматики (1860) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 175-179.

4. Алпатов В..М. Предварительные итоги лингвистики ХХ века // ВМУ, сер. 9, Филология, 1995, № 5 С.84-92;

5.Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. – 559с.

6.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1 / Ред. В.Ф.Асмус. М., 1976. 550 с.

7.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.2 / Ред. З.Н.Микеладзе. М., 1978. 687 с.

8.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И.Доватура. М., 1984. 830 с.

9.Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. М., 1980.- С. 156-249.

10.Балин Б.М. Немецкий аспектологический контекст в сопоставлении с английским. Калинин, 1969.

11.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: Пер. с фр. – Мн.: Харвест, 1999.- 1408 с.

12.Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Сост. А.Г.Шиманского, Ю.О.Шиманской. - Минск: Экономпресс, 2000. - 304с.

13.Бёрк Э. Философские исследования о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. 237 с.

14.Беркли Д. Сочинения. Сост., общед. и вступит. Статья И.С.Нарского.- М., 200.- 560 с.

15.Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М.Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. - М., 1993. - 447с.

16.Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Том I. М., 1963. -384с.

17.Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему языкознанию. Том II. М., 1963. -390с.

18.Будагов Р.А. Язык - Реальность - Язык. М.: Наука, 1983. 262 с.

19.Булгаков С.Н. Священник о. Павел Флоренский // П.А.Флоренский: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г.Исупова. 2-е изд., испр. и дополн. СПб.: РХГИ, 2001. 824 с. С.391-399.

20.Буслаев Ф.И. Историческая грамматика (1858) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С.147 – 160.

21.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка (1844)// Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. – С. 135 – 149.

22.Ван Дейк Языкознание.Коммуникация: Пер. с англ./ Сост. В.В.Петрова; Под ред. В.И.Герасимова; Вступ.ст. Ю.Н.Караулова и В.В.Петрова.- М., 1989.- 312 с.

23.Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. 134 с.

24.Витгенштейн Л. Философские исследования // Языки как образ мира. М., СПб, 2003.- С. 220-546.

25.Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка // Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998. – С.297 – 456.

26.Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. // Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998. – С.6 – 108.

27.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1999. 1072 с.

28.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1972. 670 с.

29.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.2. М., 1973. 631 с.

30.Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики / Общед., послесл. И коммент. Л.М.Скрелиной.- М., 1992.- 224 с.

31.Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936. 503 с.

32.Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т.1 / Пер. с лат. и франц.; Сост., ред., вступ. ст. В.Соколова. М.: Мысль, 1989. 654 с.

33.Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода. Вопросы языкознания, 1994, № 4. – С.17 – 33.

34.Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Зарубежная лингвистика. I. Новое в лингвистике. М., 1999.- С.131-

35.Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1996. – 336 с.

36.Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. 2-е изд. – М., 2001.- 248 с.

37.Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М., СПб., 2002.- 272 с.

38.Кацнельсон С.Д. История типологических учений // Грамматические концепции в языкознании XIX века. Ленинград, 1985.- С. 6-58.

39.Кацнельсон С.Д. Теоретико-грамматическая концепция А.А.Потебни // Грамматические концепции в языкознании XIX века. Ленинград, 1985.- С. 59-78.

40.Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.- 216 с.

41.Кибрик А.Е. Современная лингвистика: откуда и куда // ВМУ, сер. 9, Филология, 1995, № 5 С.93-103;

42.Кондильяк Э.Б. де. Сочинения: В 2 т. Т.1 / Пер с фр.; Общ. ред. и примеч. В.М.Богусловского. М., 1980. 334 с.

43.Кондильяк Э.Б. де. Сочинения: В 3 т. Т.2 / Пер с фр.; Общ. ред. и примеч. В.М.Богусловского. М., 1982. 541 с.

44.Кондильяк Э.Б. де. Сочинения: В 3 т. Т.3 / Пер с фр.; Общ. ред. и примеч. В.М.Богусловского. М., 1983. 388 с.

45.Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию. Сост. Ф.М.Березин.- М., 1998.- 296 с.

46.Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. Под общ. Ред. Е.С.Кубряковой. М., 1996.- 245 с.

47.Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: Лингвистика – Психология – Когнитивная наука. Вопросы языкознания, 1994, № 4.- С. 34-47.

48.Левин И.Д. Я видел Флоренского один раз… // П.А.Флоренский: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г.Исупова. 2-е изд., испр. и дополн. СПб.: РХГИ, 2001. 824 с. С.196-206.

49.Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т.2. М., 1983. 686 с.

50.Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.1. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. 734 с.

51.Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Антология русской риторики: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. М.И.Панов. М., 1997. С.71-212.

52.Лосев А.Ф. П.А.Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева // П.А.Флоренский: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г.Исупова. 2-е изд., испр. и дополн. СПб.: РХГИ, 2001. 824 с. С.173-195.

53.Мальцев В.И. Лексическое значение и понятие // Проблема знака и значение. М., 1963. С.93-102.

54.Материалы 6-ой Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 17-20 мая 2006). Москва- Ульяновск, 2006.- С.61-62.

55.Мееровский Б.В. Гоббс. М.: Мысль, 1975. 208 с. (Мыслители прошлого).

56.Мельчук И.А.. Опыт разработки фрагмента системы понятий и терминов для морфологии (к формализации языка лингвистики) // Семиотика и информатика. Вып. 35.М., /1975/,1997.- С. 15 – 58.

57.Меркулов И.П. Когнитивная наука // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. М., 2001.

58.Некрасов Н.П. О значении форм русского глагола (1865) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. – С. 181 – 189.

59.Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г.Лахути. Отв. Ред. В.Н.Садовский.- М., 2002.- 384 с.

60.Потебня А.А. Из записок по русской грамматике (1874) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. – С. 213-231. (1973 б )

61.Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т.3. Об изменении значения и заменах существительного. М., 1968. 551 с.

62.Потебня А.А. Мысль и язык (1862) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 207-212. (Потебня 1973а)

63.Потебня А.А. Основы поэтики (1910)// Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С.237-239. (1973в)

64.Потебня А.А. Психология поэтического и прозаическая мышления (1910) // Хрестоматия по истории русского

65.Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии. [О познании] // Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб./ Сост. Солнцев Н.В. – М., 2001. – 496с. С. 114-116.

66. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии/1792/ //Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П.Филина: Учебное пособие. М., 1973. - 503 с.

67.Рапопорт А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // Исследования по общей теории систем. Сборник переводов. М., 1969. С.83-104.

67. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д., 2002.- 992 с.

69.Рассел Б. Философия логического атомизма. – Томск, 1999.- 192 с. (66)

70.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) / В переводе с итальянского и под редакцией С.А.Мальцевой. – С.-Петербург, 2003. – 880 с.

71.Рижский И.С.. Введение в круг словесности (1806) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 37 –39.

72.Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. Т.1 / Под ред. Г.Н.Джибладзе; Сост. А.Н.Джуринский. М., 1981. 656 с.

73.Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. Т.2 / Под ред. Г.Н.Джибладзе; Сост. А.Н.Джуринский. М., 1981. 336 с.

74.Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. Т.1. Вступит. статья и пер. с древнегреч. А.Ф.Лосева. М., 1976. 399 с.

75. Селиверстова О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки. Вопросы языкознания, 2002, № 6, с. 12 –25.

76. Серл Д. Открывая сознание заново. Перевод с англ. А.Ф.Грязнова. М., 2002.- 256 с. (73)

77.Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб.пособие / Пер. с англ. В.И.Кузнецова; под ред. С.Б.Крымского.- М., 2003.- 800 с.

78.Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта // Декарт Р. Сочинения: В 2 т. / Пер. с лат. и франц. Т.1. М.: Мысль, 1989. С.3-76.

79.Соловьев В. Философское начало цельного знания. – Минск, 1999. - 912с.

80.Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Антология. Соствл и коммент. В.Н. Базылева и В.П. Нерознака. Под общ. Ред. Проф. В.П.Нерознака.- М., 2001.- 575с.

81.Сусов И.П. История языкознания. М., 2006.- 295 с.

82.Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. М., 1991. 415 с.

83.Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. М., 1998. 736 с.

84.Таранов П.С. Философия изнутри. Т.1. М., 1996. 454 с.

85.Таранов П.С. Философия изнутри. Т.2. М., 1996. 454 с.

86.Таранов П.С. Философская афористика. М., 1996. 576 с.

87.Тулов М. Обозренiе лингвистических категорiй. Кiев, 1861.- 70 с.

88.Тулов М.А. Обозрение лингвистических категорий (1861) // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 189-192.

89.Уорф Л.Б. Отношение норм поведения и мышления к языку. Перевод с англ. Л.Н. Натан и Е.С.Турковой // Зарубежная лингвистика I. “Новое в лингвистике”. - М., 1999. - С.58-91.

90.Уфимцева А.А. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. М., 1980.- С. 5-80.

91. Фефилов А.И. Введение в когитологию. Учебное пособие. М., 2010.- 240с.

92.Фефилов А.И. Когитологические аспекты анализа языка в философии и лингвистике. Учебное пособие. Ульяновск, 2006

93.Фефилов А.И. Когитология. Монография. 2011.- 460с.

94.Фефилов А.И. Методологическая база лингвокогитологии // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты/

95.Фефилов А.И. Морфотемный анализ единиц языка и речи. - Ульяновск: УлГУ, 1997. - 246с.

96.Фефилов А.И. Основы когитологии.- Ульяновск, 2004.- 216 с.

97.Фефилов А.И. Философские проблемы лингвистики. Учебное пособие.- Ульяновск, 2005.- 138 с.

98.Фефилов А.И. Язык – Сознание – Действительность. (лингвофилософская интерпретация). – Ульяновск, 2002.- 100с.

99.Философский энциклопедический словарь. М., 1989. 815 с.

100.Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М.В.Драко. - М., 1998. - 480с.

101.Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т.2. М., 1990. 448 с.

102.Флоренский П.А.: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г.Исупова. 2-е изд., испр. и дополн. СПб.: РХГИ, 2001. 824 с.

103.Фреге Г. Мысль: Логическое исследование // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем. /сост. И предисл.. В.В.Петрова; Общ. Ред. Д.П.Горского и В.В.Петрова.- М., 1987.- С.18 – 47.

104.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М., 1993.- 447 с.

105.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Пер. с нем. / Под ред. А.Л.Доброхотова. - М., 1991. - 192с.

106.Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П.Филина: Учебное пособие. М., 1973. 503 с.

107.Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории (1906)// Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 200 –206.

108.Шопенгауэр А. Мысли / А Шопенгауэр. Пер. с нем. Ф.В.Черниговца.- М., 2003.- 157с.

109.Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.- 189 с.

110.Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании //История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960.- С. 301-312.

языкознания / Под ред. Ф. П. Филина. - М.: Высшая школа, 1973. - С.239 - 253. (1973г)

111.Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М.Л.Гаспарова. М., 1987. 464 с.

Дополнение к программе (Вопросы для самоподготовки)

ПЛАТОН

1.Изложите учение Платона об идеях как первообразах, первоначалах мира!

2. Дайте определение познания по Платону!

3. Является ли наше представление о вещи сутью вещи? Является ли мерой вещи сам человек? Или суть вещи в ней самой?

4.Оценка вещи (хороший-плохой) суть вещи или суть нашего представления?

5.Являются ли разные представления о вещи истинными?

6.Является ли одно и тоже представление вещи разными людьми ложным?

7. С чем согласовано действие субъекта – с представлением субъекта или с природой вещи?

8. Изложите учение Платона об истинности и ложности имен.

9. Почему одна и та же вещь может иметь не одно, а несколько имен?

10.Является ли имя в общепринятом значении истинным?

11.Является ли имя в необщепринятом смысле ложным?

12. Если часть имен ложная, следует ли из этого, что все имя ложное?

13. Почему имя – не точная, а приблизительная копия предмета?

14. Почему имя рассматривается Сократом (в устах Платона) как орудие обучения и распределения сущностей?

15. Как Вы понимаете следующее положение Платона?

Ср.: Знание доступно благодаря простому или сложному наименованию.

16. Почему инструмент познания должен соответствовать природе вещи? Чему должен соответствовать язык как инструмент познания?

17. Чем отличается познание вещи с помощью языка (посредством имени) от познания вещи без помощи имени?

18. Как объясняется Платоном относительность всякого знания?

19. Когда, согласно Платону, имена и вещи связываются произвольно?

20. Чем отличается говорение, согласующееся с природой вещей от говорения, согласующегося с представлениями говорящего?

21. Что вкладывал Платон в понятие тождества?

АРИСТОТЕЛЬ

1. Какие выводы о процессе познания Вы можете сделать, основываясь на следующих положениях Аристотеля?

Ср.: Причины изменения вещи – вне ее. Смысл мира – вне этого мира. Сущность вещи находится в идее, а не в ней самой.

2. Как Вы понимаете следующее положение автора?

Ср.: Причина изменения – противоборство, противопоставление начал.

3. Как можно доказать следующий тезис?

Ср.: Вещи возникают благодаря соединению и разъединению.

4. Продемонстрируйте на конкретных примерах роль определения в познании (формировании знания) с учетом следующих толкований данного понятия, ср.:

Определение – разъяснение. Вещь можно определять своим собственным именем и не своим именем. Определяется известное через неизвестное.

5. Объясните понимание Аристотелем сущности тождества!

6. Что понимает Аристотель под материей, формой, составной сущностью?

7. Как связано отношение части и целого с анализом?

8. Какие логические категории выделял Аристотель?

9. Почему имена стали знаками? В чем суть произвольности знака?

10. Чем отличается аристотелевское толкования истины и лжи от определения этих понятий Платоном? Благодаря чему создаются истина и ложь?

11. Определите критерии разделения Аристотелем грамматики и логики (грамматическое искусство и занятия логикой)!

12. Как Аристотель определял речь и какие части речи выделял?

СЕКСТ ЭМПИРИК

1. Объясните критерий истинности по С. Эмпирику!

2. От чего зависит истинность / ложность познания?

3. Объясните следующие положения автора!

Ср.: (1) Мы сообщаем своим ближним слова, а не суть предметов.

(2) Не слова объясняют внешние предметы, а наоборот, внешние предметы объясняют слова.

4. Почему философ недооценивал роль языка в познании? Почему невозможно объяснить суть предметов с помощью слов?

5. Как Вы понимаете следующее положение об отношении слова и вещи?

Не слова объясняют внешние предметы, а наоборот, внешние предметы объясняют слова .

6. Почему, согласно автору, приходится сомневаться в познающей силе разума как инструмента познания?

7. Дайте определение знака по С.Эмпирику!

8. Какие типы знаков выделял С.Эмпирик?

9. Проинтерпретируйте следующие положения автора!

Ср.: (1) Обозначаемое раскрывается соответственно знаку.

(2) Признак воздействующего предмета (инструмента) нельзя приписывать предмету, на который воздействуют.

(3) Нелепо результат от соединения двух вещей приписывать лишь одной из них.

(4) Часть и целое относительны.

10. Что понимал С.Эмпирик под реальным и гипотетическим использованием имен?

11.В чем проявляется относительность части и целого ?

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

1.Как Августин Блаженный определял знак и объяснял его разнообразие?

2.Почему неопределенность Писания, создающаяся за счет троп и фигур полезна?

3.Определите условия понимания языка священных текстов, согласно автору!

4.За счет чего создаются ложные умозаключения?

5.Объясните положения о пользе риторики и диалектики!

6.Как связана с проблемой иносказательности знаковость вербализованной действительности в библейском тексте?

7.В чем проявляется относительная репрезентативная свобода слова?

8.Истолкуйте относительность положительного и отрицательного качества словесного значения в понимании Августина Блаженного!

9.Как создается многозначность высказывания?

10. На какие постулаты опирался автор, интерпретируя проблемы говорения, учения и познания?

11.Что понимал Августин Блаженный под внутренним говорением?

12. Что означают реально обусловленные и необусловленные предметы мысли?

13. Определите границы объяснительной силы слова!

14. Как можно объяснить предмет с помощью знака?

15.В чем особенность объяснения знака с помощью знака?

16.Благодаря чему становится возможной взаимозаменяемость слов в тексте?

17.Как объяснял автор нетождественность слова и обозначаемого предмета?

18.Что означает тождественность словесного знака самому себе?

19.В чем отличие функции обозначения от функции самоозначивания?

20.Как понимает автор первичность познания вещи и вторичность познания знака?

21.Почему, согласно автору, учение и обучение с помощью слов невозможно?

22. Как познаются знаки посредством предметов?

23.Какое понимание вкладывал Августин Блаженный в утверждение «Христос есть истинный учитель»?

24. Определите ценность положения автора о «бездушных речах»!

25. Что означает тезис «Абсолютная истина есть готовое знание»?

26. Почему Августин Блаженный сводит знание к образу предмета?

27.Как приобщяется человек к абсолютному знанию с помощью языка?

ТОМАС ГОББС

1. Почему Т.Гоббс считает дефиницию ключом к познанию истины?

2. Как Вы понимаете следующие положения автора?

Ср.: Читай самого себя. Познавая себя, мы познаем мир. Объект и его образ различаются.

3. Каким образом язык и речь упорядочивают мысль?

4. Объясните следующие высказывания Т.Гоббса!

Ср.: Слово – метка памяти. Слово не только знак вещи, но и знак чувства.

5. Почему слово в обиходной речи имеет непостоянный смысл и вызывает разные мысли у людей?

6. В чем, согласно Т.Гоббсу, проявляется знаковая функция слова?

7. Что является причиной заблуждений человека, использующего язык для выражения мысли?

8. Назовите четыре способа злоупотребления речью!

9. В чем проявляется универсальность имени?

10. Как объяснить, что Т.Гоббс относил к именам не только отдельные слова, но и совокупность слов?

11. Почему нельзя передоверяться определениям?

12. Назовите четыре категории имен, согласно Т.Гоббсу!

13. Объясните суть положительных и отрицательных имен!

14. Назовите и объясните семь причин абсурдных умозаключений согласно Т.Гоббсу!

15. Насколько факты или события, выраженные словами, истинны?

16. Объясните понятие «рассуждения» как вычитания и сложения!

ДЖОН ЛОКК

1. Дайте определение слова и его значения по Д.Локку!

2. В чем заключается функция языковых знаков?

3. Чем отличаются названия сложных и простых идей?

4. Почему значение знака неясно и смутно, согласно Д.Локку?

5. Почему связь слов с идеями становится прочной?

6. Что является объектом мышления слово, или идея, согласно Д.Локку?

7. Назовите причины размывающие, расшатывающие значение слова, согласно автору!

8. Что вкладывал автор в понятие реальных и номинальных сущностей?

9. Почему определение можно дать лишь сложной идее, тогда как простые идеи не поддаются определению?

10. Почему сложные идеи закрепляются за наименованиями?

11. О чем свидетельствует различие языков?

12. Что Д.Локк понимает под «субстантными» сходствами и «модусными» различиями языков?

13. Как формируется знание, когда человек усваивает сначала слово, а лишь потом вещь, которая этим словом называется?

14. Почему познание вещи невозможно через номинальную сущность?

15. Что понимал Д.Локк под «словами-частицами»?

16. Назовите причины несовершенства языковых знаков, согласно Д.Локку!

17. Объясните следующие положения автора!

Ср.: Слово – посредник между разумом и истиной. Язык находится между разумом и сознанием. Слово как знак лишь намекает на вещь.

18. Что вредит пониманию и толкованию текстов древних авторов?

19. С чем связано злоупотребление языком, согласно Д.Локку?

20. Назовите причину поверхностного усвоения слов?

21. Почему язык не выполняет своего главного предназначения - передачу мыслей и знаний, легкость и быстроту изложения?

22. Когда язык становится препятствием для понимания идей?

23. Какую роль играет язык в чувственном познании?

ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ

1. Для чего служат слова, согласно Г.В.Лейбницу?

2. Что понимал Г.В.Лейбниц под «глухими мыслями»?

3. Когда говорящий злоупотребляет словами?

4. Почему познание предмета ограничено словами языка?

5. Что является объектом познания с помощью языка, согласно Г.В.Лейбницу?

6. Почему общие и универсальные понятия не принадлежат

действительности?

7. Как автор охарактеризовал познание?

8. Почему одному и тому же понятию о предмете можно дать несколько определений?

9. Что понимал Г.В.Лейбниц под произвольными / непроизвольными и положительными / отрицательными идеями?

10. В чем проявляется несовершенство языка?

11. В чем заключается конвенциональность слова?

12. Что говорил Г.В.Лейбниц об этимологии слов?

13. Как Вы понимаете следующие высказывания автора?

Ср.: Пользуясь словами, мы воспроизводим чужие, уже известные идеи. Мы – переводчики чужих мыслей и передатчики чужих слов.

14. Что Г.В.Лейбниц понимал под универсальным философским языком?

15. Как Г.В.Лейбниц понимал синтез и анализ?

16. Дайте определение языка по Г.В.Лейбницу!

17. Дайте определение тождества по Г.В.Лейбницу!

БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК

1. Дайте собственное толкование следующих положений Б.де Кондильяка!

Ср.: (1) Языковые единицы – знаки идей.

(2) Язык классифицирует идеи (вещи) на роды и виды.

(3) Классификация предметов действительности осуществляется не по их природе, а по способу их познания.

2. Определите характер соотношения языка и идей, согласно автору!

3. Какие виды знаков выделял Б. де Кондильяк?

4. В чем состоит основная функция знаков?

5. Что такое анализ и как он связан с языком?

6. Дайте толкование следующим идеям Б. де Кондильяка!

Ср.: (1) Слово делает вещь реальной (= делает предметом мысли), но не разъясняет ее природу.

(2) Путь познания вещи – анализ вещи, а не ее дефиниции.

7. Почему Б. де Кондильяк считал синтез ненадежным и неясным методом?

8. Дайте толкование процесса понимания по Б. де Кондильяку!

9. Почему в акте говорения не все содержание слов задействовано?

10. Что такое говорение по Б. де Кондильяку?

11. Благодаря чему язык используется как средство общения?

12. Как Б. де Кондильяк обосновывает положение о том, что разговорному языку предшествовал язык действий (телодвижений)?

13. Почему аналогию можно считать методом познания, способом выражения новых (неизвестных) идей, языком природы?

ЭДМУНД БЁРК

1. Почему слова воздействуют на человека с большей или с той же силой, что и другие, неязыковые знаки?

2. Как Вы объясните тот факт, что слова вызывают в душе не образы предметов, а впечатления (эмоции, аффекты)?

3. Какие критерии, на Ваш взгляд, были положены в тернарную классификацию слов Э.Берком?

Ср. (1)совокупные (обозначающие идеи, соединенные самой природой), (2) простые абстрактные (определения), (3) составные абстрактные (обозначающие произвольно соединенные идеи).

4. Почему слова вызывают в душе не образы замещаемых предметов, а впечатления (эмоции, аффекты)?

5. Почему слова теряют связь с теми конкретными причинами, которые их породили?

6. В чем проявляется размытость и неопределенность слов (ср. добро, зло) с общим значением?

7. Каким образом слова воздействуют на человека: (а) посредством звучания, (б) посредством образа, (в) эмоциональным переживанием?

8. Благодаря чему можно правильно использовать слова, не зная их значения?

9. Докажите, что большим эффектом воздействия обладают отдельные названия, а не детальное описание!

10. Что Вы можете сказать в поддержку мнения о том, что посредством слов на нас воздействуют не столько обозначаемые вещи, сколько наши мнения о них?

11. Продемонстрируйте на примерах автора или собственных, в которых слово становится наиболее насыщенным содержательно за счет комбинирования с предыдущим или последующим словом (в контексте)!

12. В каких областях знания наиболее приемлемы ясные (ориентированные на вещь) и сильные (эмоциональные) выражения?

ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

1. Докажите правомерность следующих положений Ф.Гегеля о языке:

Язык – это умерщвление чувственного мира.

Язык выражает лишь всеобщее (понимаемое всеми).

Язык средство логизации представлений о мире.

В грамматике языка закреплены категории рассудка.

В грамматике зафиксировано национальное своеобразие народа.

2.Что означают следующие высказывания автора?

Внешний мир познается посредством знаков, в которых зафиксирована рефлексия самого познающего .

Я познаю мир через самого себя и через свой язык.

Вещь представлена в сознании в виде знака.

Значение знака есть совокупность моих представлений о вещи – представлений, значимых для меня.

3.Что Вы понимаете под следующими положениями?

С помощью языка вещь осознается и переходит во внутреннее бытие.

Язык как именующая сила делает вещь доступной для сознания.

У предмета в знаке – иное значение, нежели что предмет есть.

4.Какие лингвистические понятия можно связать с такими заявлениями автора?

Воображение предмета – это представление этого предмета во множестве его связей с другими предметами, а также с их именами.

Имя одиноко без отношения и сопряжения.

5. Что имеет в виду Ф.Гегель, говоря, что деятельность духа проявляется в наименовании и говорении?

6.Проинтерпретируйте следующие толкования понимания!

Понимание – это выявление различия между рассудочным представлением вещи и самой вещью.

Понимание обеспечивает язык как посредническое звено между сознанием и вещью.

7. Продемонстрируйте на конкретных примерах положение о том, что слова – это знаки не только абстрактных понятий, но и знаки чувств и ощущений!

8.Что понимает Ф.Гегель под собственным значением языкового знака и под его конвенциональностью?

Ср. Языковой знак обладает собственным значением и несобственной сущностью. Языковой знак является произвольным (конвенциональным).

9.Объясните следующие положения автора и приведите примеры!

В имени субъекта – сущее, в предикате – всеобщее. Субъект именует, а предикат выражает.

10.Дайте собственное толкование следующему тезису!

Мыслить означает постигать и выражать многообразие предметов в единстве.

ГОТЛОБ ФРЕГЕ

1.Охарактеризуйте, вслед за Г.Фреге, язык как средство репрезентации и кодирования знаний!

2.В каких рассуждениях автора реализуется его стремление изложить положения логической семантики?

3.Как Вы понимаете следующее мнение автора?

- Представление не связано с мыслью, так как не является следствием опыта.

4. Обоснуйте нетождественность классификации предметов и классификации представлений о предметах!

5. Почему, согласно автору, имя есть знак реально существующего предмета?

6. Почему предикат эксистенциальности излишен в отношении к наличному субъекту? Что означает семантическая пустота предикатов идентификации и эксистенциальности?

7. Докажите, ссылаясь на Г.Фреге, что бытие предмета подтверждается самим предметом, а не связкой!

8. В чем проявляется различие мыслительных и ассоциативных связей? Почему автор приписывает логичность мыслительным, понятийным, а не ассоциативным связям, строящимся на представлениях?

9.Покажитее различия между понятийными словами и словами, обозначающими представления! Почему субъектное имя рассматривается автором как насыщенная, законченная часть мысли, а предикат как имя ненасыщенной части мысли?

10.Почему символы относятся к знакам с высшей степенью условности?

11.В чем различие между экстенсиональным и интенсиональным значением?

12. Почему мысли не создаются, а осознаются и выражаются как законы природы?

13.В чем проявляется, на Ваш взгляд, независимость мысли от человеческого поведения?

14.Как человек подчиняет себя готовой мысли?

15. Какова причина неясности мысли?

16. Почему, по мнению Г.Фреге, закон истинности не есть утверждение истинности?

17.Что понимает автор под языком понятийных исчислений?

18.Когда отрицание истинности одной мысли предполагает истинность другой мысли?

19.Докажите, что объективный характер мысли есть предпосылка познания!

20.Как Вы понимаете следующее положение автора?

- Нетождественность мысли и мысли о мысли ( ней).

БЕРТРАН РАССЕЛ

1.Объясните различия между физическими и логическими атомами! В чем суть атомистического подхода к познанию?

2. Почему Б.Рассел считал нечеткими и двусмысленными высказывания, построенные с помощью естественного языка?

3. Почему истинность и ложность высказывания зависит от объективных условий (=фактов)?

4.Определите, вслед за автором, репрезентативную (обозначающую) функцию символа!

5. Почему смешивают свойства символа со свойствами предмета? Почему познающий субъект, определяет, по мнению автора, символы, а не предметы?

6.Объясните положение Б.Рассела о нетождественности значения самому себе как условия всякого общения на естественном языке!

7. Правомерно ли толковать неоднозначность слова как следствие различий в понимании?

8. Почему анализ не следует строить с помощью определений?

9. Какие критерии положены в основу определения значения символа как отношения?

10.Почему понимание слова нельзя сводить к знанию словесного значения?

11.Дайте интерпретацию четырех способов понимания слов (в перспективе говорящего; в перспективе слушающего; посредством других слов; через ассоциацию объекта)!

12.Почему слово можно рассматривать как знак опыта и воображения?

13.Как Б.Рассел обосновывает необходимость создания специального логического языка в целях познания?

ЭРНСТ КАССИРЕР

1. Объясните следующие базовые понятия символической теории Э.Кассирера!

- Символические формы как принципы, созидающие мир; как формы проявления (Erscheinungsformen) смысла и его понимания.

- Три ипостаси символической формы (выражение, изложение и значение).

2. Как обосновывает автор положение о том, что символ выполняет роль связующего звена между явлением и идеей?

3. На каком основании функцию самовыражения (“Selbstaussprache”) можно рассматривать как символическую функцию естественного языка?

4. Какие аргументы говорят в пользу утверждения, что язык есть средство формирования мысли?

5. Что понимает Э.Кассирер под основными формами «понимания» мира («морфологией» духа)?

6. Что свидетельствует о наивности и пассивности теории отражения?

7.Почему автор говорит о языке как инструменте философского скепсиса?

8.Целесообразно ли сводить представление вещи к идее или образцу вещи?

9.Почему автор считает теории отражения пассивной?

10.Как Вы понимаете следующие идеи автора?

- Современная наука – не объясняющая, а предвосхищающая, действующая наука.

- Сознание, творящее бытие предмета.

11.Что дает нам основания считать, что сознание опосредовано формами, символами и понятиями мышления?

12.Определите познание как один из видов формотворчества!

13.Как проявляется сущность знака во взаимодействии языка и мышления?

14. Объясните суть определяющей или уподобляющей функции языка!

15. Почему происходит замена, подмена, вымещение, затемнение, расширение, сужение, искажение, дополнение мысли символом в процессе ее формирования?

16. Разделяете ли Вы мнение автора о том, что идеальное значение знака есть общее знание?

17.Докажите, что язык является источником творческой активности субъекта!

18.Почему автор рассматривает звуковой знак как связующее звено между объективными и субъективными фактами?

19.Почему язык следует рассматривать как активное средство формообразования сознания?

20.Что означает следующее высказывание автора?

- Язык символов - это система взаимообусловленных элементов.

21.Что понимал Э. Кассирер под качеством и модальностью формы?

22.В чем проявляется дуализм материи и формы?

23.Объясните следующие определения автора!

- Язык – это «форма чеканки бытия».

- Язык - средство формирования речи (текста) как художественного произведения.

24.В чем суть бытия как единого целого?

25. Как, на Ваш взгляд, отдельное слово представляет вещь вне речевого целого и внутри речевого целого?

26.Когда и почему происходит подмена объекта анализа инструментом анализа? Каковы последствия такой подмены?

27.Какую роль в познании Э. Кассирер отводит языку?

28.Что понимается под формами языка, обусловленными сознанием?

29.Определите вслед за автором преимущества символьного языка в познании!

30. Что следует понимать под пустыми и содержательными символьными знаками?

31. Разделяете ли Вы мнение автора о том, что язык есть средство анализа идей, а не вещей?

32.Не кажется ли Вам, что в символьной теории Э.Кассирера смешиваются понятия выражения и отражения?

33.Как автор объясняет примат формы над содержанием?

34.Можно ли считать язык надежным средством формирования и выражения теоретического знания?

ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН

1. В чем суть первоначальных идей Л.Витгенштейна о новой логике и логическом синтаксисе?

2.Что вкладывается в понятие мира как совокупности фактов?

3.Почему целесообразно развести понятия мировосприятия и миротолкования?

4. Какую роль автор отводил языку в формировании позитивного знания?

5.Какой смысл вкладывает автор в определение языка как границы между мыслимым и немыслимым?

6. Целесообразно ли считать неисчерпаемость правил языка причиной существования различных теорий?

7.Как автор определяет номинативную и обозначающую функции языка?

8.Неспособность имени выполнять разъясняющую функцию

9. Как понимает Л. Витгенштейн «языковую игру»? Почему можно усвоить игру без изучения и формулирования правил?

10.Объясните следующее определение автора!

- Употребление слова – знание и реализация его дейктической функции.

11.На каком основании Л. Витгенштейн уравнивает значение имени с употреблением имени?

12. Насколько, по Вашему мнению, правила использования языка для обозначения мысли неисчерпаемы?

13. В какой перспективе дается понимание предложения автором - в перспективе говорящего или слушающего?

14. Объясните следующие положения авторской мысли!

- Признак есть первичный знак предмета.

- Вторичный знак признака – именующее его слово.

15. Что и как можно познать с помощью процедуры наложения «сетки» (средства познания) на познаваемый объект?

16.В чем проявляется идеализм познавательного процесса, согласно Л.Витгенштейну?

17. Не кажется ли Вам, что Л.Витгенштейн смешивает языковые и мыслительные понятия, что приводит его к спекулятивным выводам о природе познания?

18.Как Вы понимаете следующее частное определение автора?

- Тела языка освобождается от мысли в процессе чтения.

19. Почему Л.Витгенштейн приходит к выводу о невозможности познания разнообразия мира с помощью естественного языка?

МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

1.Какой смысл вкладывал М.Хайдеггер в следующие определения?

- Язык – дом бытия.

- Бытие – как язык.

2. Что понимал автор под памятливым мышлением о помысленном?

3. В какой степени человек – знак бессмысленный (= не мыслящий творчески)?

4. Объясните понятие вычисляющего (= технократического) мышления по М.Хайдеггеру!

5. Как Вы понимаете следующее определение?

- Человек находится в плену мыслящего и говорящего языка.

6.Как М.Хайдеггер толковал философскую триаду отношений (Человек – Язык, Человек – Вещь, Язык – Вещь)?

7.Почему вещь в пространстве и пространство в вещи следует считать знаком мира?

8. Разделяете ли Вы мнение автора о том, что взаимодействие вещей между собой и с миром – это противостояние и отношение внутреннего страдания?

9. Как мысль самораскрывается в языке? Почему осмысленный, оснащенный идеями мир говорит на языке?

10. Можно ли считать проговариваемое, разрушаемое слово умирающим словом? Согласны ли Вы с тем, что отзвучавшее слово является причиной пробуждения мысли?

11.Как Вы понимаете следующие определения?

- Слушание – эхо говорения.

- Предслушание – слушание еще неозвученного благодаря языку.

12.На какие мысли наводит Вас следующее определение?

- Слушание как со-ответ-ствие.

13.Каким образом слово «являет» вещь?

14. Как объясняется небытийность слова и бытийность замещаемой им вещи?

15. В чем проявляется небытийность слова как знака отношения?

16. Какую познавательную силу имеют следующие идеи автора?

- Со-бытийность слова как его опосредованность сознанием.

- Слово – средство ино-сказания.

- Слово – показ отношения между мыслью и бытием.

- Слово за-являет о себе в отношении.

17.Как толкует М.Хайдеггер следующие альтернативные понятия?

- Сущность языка и язык сущности.

- Бытия языка и язык бытия.

18. Что представляет собой прислушивающийся к языку субъект?

19.Почему говорящий язык определяется автором как показ вещей и их отношений?

20.Почему отсылочность (Verweisung) рассматривается как свойство языковой знаковости, ее предназначение?

21. Какие критерии положены в следующую типологию знаков: признаки (Anzeichen), предзнаки (Vorzeichen), зазнаки (Ruckzeichen), метки (Merkzeichen), условные знаки (Kennzeichen)?

22. Почему, на Ваш взгляд, прислушивание, слушание и молчание относятся к компонентам речи?

23. Обоснуйте понимание как предположение в сказанном того же самого!

24.Что имел в виду М.Хайдеггер, утверждая, что последующая (дальнейшая) речь ест фактор понимания?

25. Как следует понимать «Здесь-бытие языка»?

26.Чем отличается произносящаяся речь от внутренней речи?

27. На основании каких допущений автор отождествлял слово с самой вещью?

29.Дайте интерпретацию следующим определениям языка!

- Язык – сказ о самом себе.

- Язык – указатель пути для речи в направлении к самому себе.

30. Насколько полно говорение осуществляет показ присутствующего и отсутствующего?

31. Какую функцию выполняет «предслушание»?

32. Почему говорение о самом себе есть отличительная черта естественного языка?

****************************************************************

ст....