Студентам. Материалы к курсам
Философия
2016-2017 вопросы к экзамену по ФИЛОСОФИИ экзамен по философии
План семинарских занятий :2016_sem_filos
План семинарских занятий по философии для вечерних и заочных отделений 2016_sem
Учебно-методическая литература:
1. Баранец Н.Г. Основы философии. Ульяновск, 2010 osnovy_filosofii
2. Баранец Н.Г. , Дорожкин А.М. Философские конфликты: практический курс решения проблем. Ульяновск, 2013 filosofiya konflikta
3. Баранец Н.Г. Философия. (электронное учебное пособие),- Ульяновск, УлГУ, 2016 (Гостевой доступ по паролю 123)
4. Словарь: slovar-osnovnyx-ponyatij
Учебная литература:
1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1972.
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1994.
3. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 кн. – М., 1995-1999.
4. История философии: словарь. – М., 2000 - 2008.
5. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс / Т. Г. Лешкевич. – М., 1998 - 2009.
6. Новейший философский словарь. – Минск, 1998 - 2009.
7. Рассел Б. История западной философии. В 3 т. / Б. Рассел. – Новосибирск, 1994 - 2010.
8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истории до наших дней. В 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб. 1994 – 1997.
9. Русская философия: словарь / под ред. М. А. Маслина. – М., 1995, 2008.
10. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина. – М., 1997.
11. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1998 - 2007.
12. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. / под. ред. Л. А. Микешиной. – Л., 1991.
История и философия религии.
Организационные правила работы экспертных групп на семинарах:
1. экспертные группы формируются студентами в результате самостоятельного выбора;
2. при отсутствии желающих работать экспертами назначаются преподавателем;
3. группа состоит из 2 – 4 человек (один студент отвечает за одного философа), студент, работающий экспертом, готовит больше материала по теме;
4. накануне семинара эксперты обсуждают стратегию и тактику своего поведения на семинаре (кто и в какой последовательности задает вопросы, кто и когда комментирует ответы);
5. семинар проходит в виде ролевой игры;
6. эксперт делает вводное сообщение по теме от 5 -10 минут. Эксперт формулирует для группы вопросы по теме.
Научно-популярная литература:
Фейнман Р. «Вы, конечно, шутите мистер Фейнман»
Вопросы над которыми подумать:
- Какие стимулы и мотивы научной деятельности?
- Учёным рождаются или становятся?
- Учёный-любитель или учёный-профессионал: от кого больше пользы в научном сообществе?
- Какие нормы организации научного сообщества, упомянул Р. Фейнман?
- От какого предложения откажется учёный, который дорожит своей научной свободой?
- Автономна ли наука и учёный от государственной власти и общества, где граница свободы и как её установить для себя?
- Что такое наука и паранаука по Фейнману?
- Как не стать в науке формопоклонником?
Каку М. «Физика невозможного»
Вопросы над которыми подумать:
- Возможно ли предсказать развитие научного знания? С какой точностью может делаться такой прогноз?
- В чем отличие невозможностей первого, второго и третьего класса?
- Когда и как создадут защитное силовое поле, невидимость, телепортацию и антивещество?
- Будет ли машина мыслить, а роботы «переживать»?
- Насколько невозможно путешествие во времени?
- Какое значение научной интуиции для учёного и выбора тематики научной деятельности?
- Как соотносятся стандартная модель Вселенной и теория струн? Есть ли единая Мультивселенная?
- Можно ли предвидеть будущее?
Научная фантастика (на выбор два произведения):
Лем С. «Глас Господа»
Вопросы над которыми подумать:
- Какая цель науки?
- Какие этические нормы регулируют деятельность учёных? Есть ли они и универсальны ли?
- В чем, по С. Лему, основная проблема контакта с другой цивилизацией?
- Какие фундаментальные проблемы могут возникнуть перед учёными в случае контакта с внеземной цивилизацией?
- В чём отличие гуманитарных и естественных наук?
- Что учёные разных дисциплин исследуют в полученных артефактах и какими методами они это делают?
- Как соотноситься носитель информации и сама информация?
- Как ставиться научная проблема? Соотнесите работу с Посланием представителей разных дисциплинарных сообществ.
- За что учёные критикуют философию?
- Какие проблемы организации научных коллективов могут возникать в крупных исследовательских проектах?
Лем С. «Сумма технологий»
Вопросы над которыми подумать:
- Какие проблемы возникают при предсказании будущего?
- Как соотносится техносоцио- и биоэволюции?
- Какова цена технического прогресса человечества?
- Как соотносятся технология и мораль? Вредно ли технологическое совершенствование жизни без морального роста человечества и к чему это может привести?
- Случайна или закономерна разумная жизнь в Космосе? Закономерно ли возникает жизнь во Вселенной, там где сложились подходящие условия? Приводит ли эволюция жизни закономерно к разуму?
- С неизбежностью ли эволюция жизни создает мощный регулятор второй ступени, подобный человеческому мозгу?
- Одни ли мы во Вселенной? Почему молчит космос?
- Сможет ли машина мыслить? Нужен ли искусственный человек?
Лем С. «Возвращение со звезд»
Вопросы над которыми подумать:
- Какие проблемы могут возникнуть в обществе с подавленной агрессией его членов?
- Риск и творчество неотделимы друг от друга?
- Общество людей с удовлетворенными основными потребностями с может развиваться?
- Какие стимулы развития человека могут быть кроме борьбы за удовлетворение потребностей и стремление к власти?
- В чём цель жизни человека?
- Преодолим ли конфликт мировоззрений «человека из прошлого» и «людей будущего» (чья позиция Вам «ближе»)?
- Хотелось бы Вам жить в обществе нового типа, описанном С. Лемом?
Стругацкие А. и Б. «Трудно быть богом»
Вопросы над которыми подумать:
- Можно ли преодолеть «логику» развития общества?
- Изменяется ли нравственность «среднестатистического» человека?
- В чём основная проблема миссионеров и прогрессоров?
- Имеет ли право представитель другой культуры и системы ценностей вмешиваться в ход развития истории другого народа, цивилизации и планеты?
- С какими моральными проблемами сталкиваются прогрессоры?
- Какова роль личности в истории?
Стругацкие А. и Б. «Отягощенные злом»
Вопросы над которыми подумать:
- Что такое добро и зло? Можно ли дать универсальные определения этим этическим категориям?
- Правильно ли устроен наш мир?
- Какое предложение Демиургу Вы бы сделали, чтобы исправить мир?
- Почему все описанные предложения по изменению мира оказались неуспешными?
- Как воспитать нового человека (как условие становления «нового общества») в «старом обществе»?
- Обречен ли любой социальный проект по преобразованию общества и конкретного человека?
Стругацкие А. и Б. «Далёкая Радуга»
Вопросы над которыми подумать:
- Какие проблемы этики науки поставлены в произведении?
- Личная ответственность человека и учёного это одно и тоже?
- Смысл жизни человека и смысл жизни учёного как они соотносятся?
- Какие проблемы могут возникнуть при «скрещивании» человека и машины?
- Как соотносятся мир разума и чувств? Наука и искусство?
Книги братьев Стругацких есть на их сайте: http://www.rusf.ru/abs/books0.htm