Ульяновский государственный университет

Ulyanovsk State University
Классический университет - классический выбор
быстрый переход:
 
поиск:
 
  в начало || новости | справочник | гостевая книга | задать вопрос | контакты english 
Об университете
Образовательные 
программы
Научная деятельность
Международное 
сотрудничество
Социальная политика
Довузовское 
образование
Студентам
Выпускникам
Сотрудникам
Подразделения
Система менеджмента 
качества


Баранец Наталья Григорьевна

Материалы по истории и философии науки, истории русской философии, философии образования.


[Авторизация]

Студентам. Материалы к курсам

Философия

2016-2017 вопросы к экзамену по ФИЛОСОФИИ экзамен по философии

План семинарских занятий :2016_sem_filos

План семинарских занятий по философии для вечерних и заочных отделений 2016_sem

Учебно-методическая литература:

1. Баранец Н.Г. Основы философии. Ульяновск, 2010 osnovy_filosofii

2. Баранец Н.Г. , Дорожкин А.М. Философские конфликты: практический курс решения проблем. Ульяновск, 2013 filosofiya konflikta

3. Баранец Н.Г. Философия. (электронное учебное пособие),- Ульяновск, УлГУ, 2016 (Гостевой доступ по паролю 123)

4. Словарь: slovar-osnovnyx-ponyatij

Учебная литература:

1. Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969-1972.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1994.

3. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 кн. – М., 1995-1999.

4. История философии: словарь. – М., 2000 - 2008.

5. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс / Т. Г. Лешкевич. – М., 1998 - 2009.

6. Новейший философский словарь. – Минск, 1998 - 2009.

7. Рассел Б. История западной философии. В 3 т. / Б. Рассел. – Новосибирск, 1994 - 2010.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истории до наших дней. В 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб. 1994 – 1997.

9. Русская философия: словарь / под ред. М. А. Маслина. – М., 1995, 2008.

10. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина. – М., 1997.

11. Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1998 - 2007.

12. Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. / под. ред. Л. А. Микешиной. – Л., 1991.

История и философия религии.

zadanie-na-istoriyu-religij

Организационные правила работы экспертных групп на семинарах:

1. экспертные группы формируются студентами в результате самостоятельного выбора;

2. при отсутствии желающих работать экспертами назначаются преподавателем;

3. группа состоит из 2 – 4 человек (один студент отвечает за одного философа), студент, работающий экспертом, готовит больше материала по теме;

4. накануне семинара эксперты обсуждают стратегию и тактику своего поведения на семинаре (кто и в какой последовательности задает вопросы, кто и когда комментирует ответы);

5. семинар проходит в виде ролевой игры;

6. эксперт делает вводное сообщение по теме от 5 -10 минут. Эксперт формулирует для группы вопросы по теме.

Научно-популярная литература:

Фейнман Р. «Вы, конечно, шутите мистер Фейнман»

Вопросы над которыми подумать:

- Какие стимулы и мотивы научной деятельности?

- Учёным рождаются или становятся?

- Учёный-любитель или учёный-профессионал: от кого больше пользы в научном сообществе?

- Какие нормы организации научного сообщества, упомянул Р. Фейнман?

- От какого предложения откажется учёный, который дорожит своей научной свободой?

- Автономна ли наука и учёный от государственной власти и общества, где граница свободы и как её установить для себя?

- Что такое наука и паранаука по Фейнману?

- Как не стать в науке формопоклонником?

Каку М. «Физика невозможного»

Вопросы над которыми подумать:

- Возможно ли предсказать развитие научного знания? С какой точностью может делаться такой прогноз?

- В чем отличие невозможностей первого, второго и третьего класса?

- Когда и как создадут защитное силовое поле, невидимость, телепортацию и антивещество?

- Будет ли машина мыслить, а роботы «переживать»?

- Насколько невозможно путешествие во времени?

- Какое значение научной интуиции для учёного и выбора тематики научной деятельности?

- Как соотносятся стандартная модель Вселенной и теория струн? Есть ли единая Мультивселенная?

- Можно ли предвидеть будущее?

Научная фантастика (на выбор два произведения):

Лем С. «Глас Господа»

Вопросы над которыми подумать:

- Какая цель науки?

- Какие этические нормы регулируют деятельность учёных? Есть ли они и универсальны ли?

- В чем, по С. Лему, основная проблема контакта с другой цивилизацией?

- Какие фундаментальные проблемы могут возникнуть перед учёными в случае контакта с внеземной цивилизацией?

- В чём отличие гуманитарных и естественных наук?

- Что учёные разных дисциплин исследуют в полученных артефактах и какими методами они это делают?

- Как соотноситься носитель информации и сама информация?

- Как ставиться научная проблема? Соотнесите работу с Посланием представителей разных дисциплинарных сообществ.

- За что учёные критикуют философию?

- Какие проблемы организации научных коллективов могут возникать в крупных исследовательских проектах?

Лем С. «Сумма технологий»

Вопросы над которыми подумать:

- Какие проблемы возникают при предсказании будущего?

- Как соотносится техносоцио- и биоэволюции?

- Какова цена технического прогресса человечества?

- Как соотносятся технология и мораль? Вредно ли технологическое совершенствование жизни без морального роста человечества и к чему это может привести?

- Случайна или закономерна разумная жизнь в Космосе? Закономерно ли возникает жизнь во Вселенной, там где сложились подходящие условия? Приводит ли эволюция жизни закономерно к разуму?

- С неизбежностью ли эволюция жизни создает мощный регулятор второй ступени, подобный человеческому мозгу?

- Одни ли мы во Вселенной? Почему молчит космос?

- Сможет ли машина мыслить? Нужен ли искусственный человек?

Лем С. «Возвращение со звезд»

Вопросы над которыми подумать:

- Какие проблемы могут возникнуть в обществе с подавленной агрессией его членов?

- Риск и творчество неотделимы друг от друга?

- Общество людей с удовлетворенными основными потребностями с может развиваться?

- Какие стимулы развития человека могут быть кроме борьбы за удовлетворение потребностей и стремление к власти?

- В чём цель жизни человека?

- Преодолим ли конфликт мировоззрений «человека из прошлого» и «людей будущего» (чья позиция Вам «ближе»)?

- Хотелось бы Вам жить в обществе нового типа, описанном С. Лемом?

Стругацкие А. и Б. «Трудно быть богом»

Вопросы над которыми подумать:

- Можно ли преодолеть «логику» развития общества?

- Изменяется ли нравственность «среднестатистического» человека?

- В чём основная проблема миссионеров и прогрессоров?

- Имеет ли право представитель другой культуры и системы ценностей вмешиваться в ход развития истории другого народа, цивилизации и планеты?

- С какими моральными проблемами сталкиваются прогрессоры?

- Какова роль личности в истории?

Стругацкие А. и Б. «Отягощенные злом»

Вопросы над которыми подумать:

- Что такое добро и зло? Можно ли дать универсальные определения этим этическим категориям?

- Правильно ли устроен наш мир?

- Какое предложение Демиургу Вы бы сделали, чтобы исправить мир?

- Почему все описанные предложения по изменению мира оказались неуспешными?

- Как воспитать нового человека (как условие становления «нового общества») в «старом обществе»?

- Обречен ли любой социальный проект по преобразованию общества и конкретного человека?

Стругацкие А. и Б. «Далёкая Радуга»

Вопросы над которыми подумать:

- Какие проблемы этики науки поставлены в произведении?

- Личная ответственность человека и учёного это одно и тоже?

- Смысл жизни человека и смысл жизни учёного как они соотносятся?

- Какие проблемы могут возникнуть при «скрещивании» человека и машины?

- Как соотносятся мир разума и чувств? Наука и искусство?

Книги братьев Стругацких есть на их сайте: http://www.rusf.ru/abs/books0.htm

Назад На главную